Главная  ▪ Статьи ▪ История каменного иконостаса

История каменного иконостаса

Дата публикации: 12 апреля 2022

Иконостас — основополагающий элемент внутреннего пространства православных церковных зданий. Каменный иконостас из натурального гранита или мрамора — выбор, сделанный на долгие года. Конструкция не боится влаги, пожаров и надежно закрепляется.

Камень в архитектуре и интерьерных решениях православного храма

Натуральный камень при строительстве архитектурных сооружений считался самым совершенным материалом с древних времен. Он применяется для различных видов кладки:

  • полигональной (выполняется из притесанных друг к другу камней, находящихся под произвольными углами);
  • бутовой (используются естественные камни неправильной формы);
  • квадровой (из прямоугольных квадров, сложенных горизонтальными рядами);
  • нерядовой (произвольная кладка без подготовки камней и соблюдения рядов).

СПРАВКА! Первый древнерусский каменный храм возвели в Киеве и неофициально прозвали его Десятинной церковью. Князь Владимир отдал на возведение десятую часть личных доходов.

В больших блоках камень — конструктивный материал для возведения стен, сводов и колонн. Тонкие каменные плиты идут для декорирования, а также в качестве напольного и настенного покрытия. Из раздробленного камня получается мозаика.

Каменное храмовое зодчество пришло на Русь вместе с принятием христианства. Активно применяется резаный камень с элементами романской традиции в виде колончатых поясов и перспективных порталов. Из белого каменного известняка сооружаются стеновые блоки, цоколи, ступени.

Расцвет белокаменная архитектура получает во Владимире. Здесь стоит отметить Успенский и Дмитриевский соборы, церковь Покрова на Нерли, комплекс дворца святого князя Андрея.

Иконостас из натурального камня

Иконостас — алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов икон. Его роль — отделять алтарь от наоса (центральной части). Это достижение православной культуры и неотъемлемый элемент храмового строительства. В символическом значении — граница между земной и небесной церковью.

Первые упоминания об иконостасе относятся к четвертому веку. В те времена алтарь от остальной части храма начали закрывать различными занавесками. Истоки берут начало от византийских храмов: каменные иконостасы того времени были представлены в виде сочетания колонн и каменных балок. По центру располагался крест, по бокам — образы Иисуса.

В Древней Руси большинство храмов были деревянными. Стены не расписывались, а роскошный вид создавался путем увеличения количества образов (икон).

В пятнадцатом веке появляются тябловые иконостасы. Иконы размещаются в них между горизонтальными брусьями. Уже к семнадцатому веке большинство из них имело скульптурное украшение (хотя церковь сначала приняла это не однозначно).

В процессе всех трансформаций возникает более сложный вид — резной иконостас. Представляет собой некую систему, щедро украшенную разными элементами (например, лепниной или литыми пластинами). По горизонтали располагались фризы и междуярусные карнизы. Еще через пару веков ко всему многообразию добавятся драгоценные камни.

СПРАВКА! Самый большой иконостас расположен в кафедральном соборе Румынской православной церкви. Общая высота всех четырех ярусов — 17 метров, а длина — 23 метра.

Храмы с каменными иконостасами

Святые места посещают не только для наполнения силой и молитв, но и для того, чтобы насладиться величественностью знаменитых иконостасов.

Храм Архангела Михаила в Пущино

Иконостас был сделан во владимирском стиле с барельефами львов и архангелов. Декоративные элементы из белого камня — реминисценция Дмитриевского собора во Владимире.

Нижний ряд иконостаса называется местный. Здесь обычно располагается храмовая икона (то есть того святого, в честь кого освящен храм). В центре местного ряда — вход в Царские врата. На них изображено Благовещение Деве Марии от Архангела Гавриила.

Следующий ряд — праздничный. В православной церкви 12 основных праздников, их изображения здесь и представлены.

Завершает иконостас образ Голгофы.

Исаакиевский собор

Один из немногих архитектурных памятников, чей фасад облицован мрамором. Иконостас вырезан из белого камня. В убранстве гармонично соединились мозаика, живопись, скульптура и декорирование разноцветными облицовочными камнями. Ключевая особенность — 10 колонн из уральского малахита.

Центральную часть прорезает высокая арка с Царскими вратами. Парадную арку венчает скульптурная группа «Христос во славе». За Царскими вратами расположился витраж с изображением Воскресшего Спасителя общей площадью почти 30 квадратных метров.

Иконостасы из мрамора и гранита, оникса и полудрагоценных камней

Горные породы практически не меняются с течением времени. К основным преимуществам иконостасов из натуральных камней можно отнести:

  • монументальность;
  • широкое пространство для обработки и создания монолитных элементов;
  • возможность выбора цветовых решений;
  • роскошный презентабельный внешний вид.

Цвет камня выбирают в зависимости от специфики интерьера и уровня освещенности. На светлом фоне даже старинная живопись, потускневшая со временем, кажется яркой.

Мрамор легко поддается резьбе: на его поверхности возможно создать любые детали. Как правило, иконостас щедро декорируется. Также отдельно стоит отметить внутренний свет мрамора: полированный натуральный камень отличается удивительным внутренним сиянием.

Цветовое разнообразие гранита позволяет использовать камень в храмах, оформленных в разных стилях. Гранит не гниет и не теряет естественный оттенок даже под воздействием высоких температур. А твердость породы обеспечивает прекрасную стойкость к механическим воздействиям.

Живописные прожилки оникса особенно хорошо смотрятся на свету. Камень обладает исключительной прочностью и редким окрасом. Для него характерна сложная внутренняя структура из нескольких слоев (у каждого из них свои оттенок и фактура). В природе встречаются медовые, оранжевые и розовые экземпляры.

Также возможны вставки полудрагоценных камней: малахита, яшмы, агата. Применяются для дополнительного украшения рамок икон и основных орнаментальных композиций.

Как заказать иконостас?

Церковные работы — особая страница в жизни мастеров по камню. Специалисты Московского камнеобрабатывающего комбината изготовят иконостас, отвечающий всем требованиям заказчика по стилю и бюджету. Сотрудники готовы работать как по готовому проекту, так и создать свой собственный.

Стоимость иконостаса складывается из нескольких факторов:

  • вид камня для выполнения и его характеристики твердости;
  • размер;
  • срочность работ;
  • вариативность элементов;
  • сложность изготовления каркаса для крепления.

Для дальнейшего сотрудничества клиенты оставляют заявку на сайте. Получить консультацию и задать интересующие вопросы можно по телефону: +7 (495) 902 52 42.

После определения конечной цены разрабатываются 3D-модели деталей иконостаса. Осуществляется расчет несущей конструкции.

При необходимости мастера выполнят доработку готовой конструкции уже на месте, произведут ее шлифовку и полировку.


  1. Все статьи

Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных
Опубликованная на сайте информация не является публичной офертой.

© ОАО «МКК», 2024. Все права защищены

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Мы с радостью ответим на Ваши вопросы

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Спасибо. Скоро мы Вам перезвоним

Вернуться на сайт

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Произошла ошибка

Вернуться на сайт

Чат в WhatsApp
Чат в Telegram