Главная  ▪ Статьи ▪ История каменного иконостаса

История каменного иконостаса

Дата публикации: 12 апреля 2022

Иконостас — основополагающий элемент внутреннего пространства православных церковных зданий. Каменный иконостас из натурального гранита или мрамора — выбор, сделанный на долгие года. Конструкция не боится влаги, пожаров и надежно закрепляется.

Камень в архитектуре и интерьерных решениях православного храма

Натуральный камень при строительстве архитектурных сооружений считался самым совершенным материалом с древних времен. Он применяется для различных видов кладки:

  • полигональной (выполняется из притесанных друг к другу камней, находящихся под произвольными углами);
  • бутовой (используются естественные камни неправильной формы);
  • квадровой (из прямоугольных квадров, сложенных горизонтальными рядами);
  • нерядовой (произвольная кладка без подготовки камней и соблюдения рядов).

СПРАВКА! Первый древнерусский каменный храм возвели в Киеве и неофициально прозвали его Десятинной церковью. Князь Владимир отдал на возведение десятую часть личных доходов.

В больших блоках камень — конструктивный материал для возведения стен, сводов и колонн. Тонкие каменные плиты идут для декорирования, а также в качестве напольного и настенного покрытия. Из раздробленного камня получается мозаика.

Каменное храмовое зодчество пришло на Русь вместе с принятием христианства. Активно применяется резаный камень с элементами романской традиции в виде колончатых поясов и перспективных порталов. Из белого каменного известняка сооружаются стеновые блоки, цоколи, ступени.

Расцвет белокаменная архитектура получает во Владимире. Здесь стоит отметить Успенский и Дмитриевский соборы, церковь Покрова на Нерли, комплекс дворца святого князя Андрея.

Иконостас из натурального камня

Иконостас — алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов икон. Его роль — отделять алтарь от наоса (центральной части). Это достижение православной культуры и неотъемлемый элемент храмового строительства. В символическом значении — граница между земной и небесной церковью.

Первые упоминания об иконостасе относятся к четвертому веку. В те времена алтарь от остальной части храма начали закрывать различными занавесками. Истоки берут начало от византийских храмов: каменные иконостасы того времени были представлены в виде сочетания колонн и каменных балок. По центру располагался крест, по бокам — образы Иисуса.

В Древней Руси большинство храмов были деревянными. Стены не расписывались, а роскошный вид создавался путем увеличения количества образов (икон).

В пятнадцатом веке появляются тябловые иконостасы. Иконы размещаются в них между горизонтальными брусьями. Уже к семнадцатому веке большинство из них имело скульптурное украшение (хотя церковь сначала приняла это не однозначно).

В процессе всех трансформаций возникает более сложный вид — резной иконостас. Представляет собой некую систему, щедро украшенную разными элементами (например, лепниной или литыми пластинами). По горизонтали располагались фризы и междуярусные карнизы. Еще через пару веков ко всему многообразию добавятся драгоценные камни.

СПРАВКА! Самый большой иконостас расположен в кафедральном соборе Румынской православной церкви. Общая высота всех четырех ярусов — 17 метров, а длина — 23 метра.

Храмы с каменными иконостасами

Святые места посещают не только для наполнения силой и молитв, но и для того, чтобы насладиться величественностью знаменитых иконостасов.

Храм Архангела Михаила в Пущино

Иконостас был сделан во владимирском стиле с барельефами львов и архангелов. Декоративные элементы из белого камня — реминисценция Дмитриевского собора во Владимире.

Нижний ряд иконостаса называется местный. Здесь обычно располагается храмовая икона (то есть того святого, в честь кого освящен храм). В центре местного ряда — вход в Царские врата. На них изображено Благовещение Деве Марии от Архангела Гавриила.

Следующий ряд — праздничный. В православной церкви 12 основных праздников, их изображения здесь и представлены.

Завершает иконостас образ Голгофы.

Исаакиевский собор

Один из немногих архитектурных памятников, чей фасад облицован мрамором. Иконостас вырезан из белого камня. В убранстве гармонично соединились мозаика, живопись, скульптура и декорирование разноцветными облицовочными камнями. Ключевая особенность — 10 колонн из уральского малахита.

Центральную часть прорезает высокая арка с Царскими вратами. Парадную арку венчает скульптурная группа «Христос во славе». За Царскими вратами расположился витраж с изображением Воскресшего Спасителя общей площадью почти 30 квадратных метров.

Иконостасы из мрамора и гранита, оникса и полудрагоценных камней

Горные породы практически не меняются с течением времени. К основным преимуществам иконостасов из натуральных камней можно отнести:

  • монументальность;
  • широкое пространство для обработки и создания монолитных элементов;
  • возможность выбора цветовых решений;
  • роскошный презентабельный внешний вид.

Цвет камня выбирают в зависимости от специфики интерьера и уровня освещенности. На светлом фоне даже старинная живопись, потускневшая со временем, кажется яркой.

Мрамор легко поддается резьбе: на его поверхности возможно создать любые детали. Как правило, иконостас щедро декорируется. Также отдельно стоит отметить внутренний свет мрамора: полированный натуральный камень отличается удивительным внутренним сиянием.

Цветовое разнообразие гранита позволяет использовать камень в храмах, оформленных в разных стилях. Гранит не гниет и не теряет естественный оттенок даже под воздействием высоких температур. А твердость породы обеспечивает прекрасную стойкость к механическим воздействиям.

Живописные прожилки оникса особенно хорошо смотрятся на свету. Камень обладает исключительной прочностью и редким окрасом. Для него характерна сложная внутренняя структура из нескольких слоев (у каждого из них свои оттенок и фактура). В природе встречаются медовые, оранжевые и розовые экземпляры.

Также возможны вставки полудрагоценных камней: малахита, яшмы, агата. Применяются для дополнительного украшения рамок икон и основных орнаментальных композиций.

Как заказать иконостас?

Церковные работы — особая страница в жизни мастеров по камню. Специалисты Московского камнеобрабатывающего комбината изготовят иконостас, отвечающий всем требованиям заказчика по стилю и бюджету. Сотрудники готовы работать как по готовому проекту, так и создать свой собственный.

Стоимость иконостаса складывается из нескольких факторов:

  • вид камня для выполнения и его характеристики твердости;
  • размер;
  • срочность работ;
  • вариативность элементов;
  • сложность изготовления каркаса для крепления.

Для дальнейшего сотрудничества клиенты оставляют заявку на сайте. Получить консультацию и задать интересующие вопросы можно по телефону: +7 (495) 902 52 42.

После определения конечной цены разрабатываются 3D-модели деталей иконостаса. Осуществляется расчет несущей конструкции.

При необходимости мастера выполнят доработку готовой конструкции уже на месте, произведут ее шлифовку и полировку.


  1. Все статьи

Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных
Опубликованная на сайте информация не является публичной офертой.

© ОАО «МКК», 2024. Все права защищены

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Мы с радостью ответим на Ваши вопросы

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Спасибо. Скоро мы Вам перезвоним

Вернуться на сайт

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Произошла ошибка

Вернуться на сайт

Чат в WhatsApp
Чат в Telegram